В Музейном Центре «Наследие Чукотки» начала свою работу персональная выставка творчества Федора Мыгуна – известного нивхского художника, который занимается различными видами искусства, от резьбы и росписи по дереву до графики и вышивки. Выставка «Чуз Диф» («Новый путь») представит посетителям увлекательное путешествие в мир его художественных достижений и исследований культурного наследия нивхов.

Одним из самых значимых этапов в творческом пути Федора Сергеевича стало изучение орнамента, который представляет собой древнейший способ графической передачи информации у нивхов. Этот выбор направления искусства позволил ему пересматривать традиции декоративно-прикладного искусства своего народа. Федор Сергеевич задумался о том, как сохранить культурную идентичность своего народа, адаптируя его искусство к современным реалиям.

На открытии выставки Федор Сергеевич продемонстрировал уникальные культурно-бытовые предметы, созданные им из дерева, такие как резные ложки, деревянные блюда и другие изделия, украшенные нивхским орнаментом.

Помимо работы с деревом, он нашел себя и в изобразительном искусстве. Основными направлениями его мастерства являются графические работы, живопись маслом и акварелью. Художнику удается сочетать современное искусство с богатой культурной наследственностью своего народа, делая свой вклад в популяризацию и сохранение нивхской культуры.

Выставка продолжит свою работу до 10 октября.

Кстати, Федор Сергеевич Мыгун играет важную роль не только в сохранении нивхской культуры, но активно участвует в политических инициативах. Его по праву можно назвать лидером коренных малочисленных народов Сахалинской области. Федор Мыгун был одним из инициаторов формирования регионального Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера в Сахалинской области. Он активно участвовал в разработке всех четырех версий «Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера на Сахалине», избирался на пост вице-президента по развитию информационных ресурсов Ассоциации КМНСС и ДВ РФ. 

Федор Мыгун поделился с Ассоциацией коренных малочисленных народов Чукотки впечатлениями о своей первой выставке на Чукотке.

- Федор Сергеевич, поделитесь своими впечатлениями от поездки на Чукотку.

- Ох, впечатления от поездки на Чукотку просто замечательные! Я уже давно мечтал побывать здесь, и вот наконец-то сбылась моя мечта. Меня пригласили с персональной выставкой в Музейный Центр «Наследие Чукотки», и я с огромным удовольствием принял это приглашение. Выставка прошла успешно, все экспонаты были размещены, и на открытие пришли замечательные люди Чукотки: Влад Ринтытегин, Людмила Данилова, Татьяна Бардашевич, Александра Ныпевги, Ольга Манасбаева, а также представители местного телевидения и другие гости. Я хочу выразить огромную благодарность всем работникам музейного центра за их помощь и содействие. Отдельно хочу выразить благодарность заместителю директора музейного комплекса «Наследие Чукотки» Ирине Ивановне Романовой. 30 августа я провел мастер-класс по вырезанию нивхского орнамента из бумаги. Люди с большим интересом пришли и активно участвовали. Надеюсь, что им понравилось, и они сами будут пробовать вырезать подобные орнаменты.Также я принял участие в Литературной гостиной музейного центра, где услышал стихи на чукотском языке и узнал о замечательных людях Чукотки. Я также рассказал о своей работе в редакции газеты «Нивх диф» («Нивхское слово»), которая выпускается на нивхском и русском языках раз в месяц. В ней мы поднимаем вопросы, связанные с сохранением родных языков малочисленных этносов. 

- Расскажите, где еще успели побывать?

- В субботу мы посетили замечательное мероприятие под названием «Хлебосольный горожанин». Там мы посмотрели концерт и попробовали национальные блюда, такие как кожа кита и моржовое мясо. Мне очень понравилось! Потом мы сходили в ярангу, где насладились чаем с лепешками и попробовали бульон с олениной. В теплой компании мы пили чаю и любовались лиманом. В воскресенье меня пригласила Татьяна Бардашевич в тундру, чтобы собирать голубику и морошку. Кстати, у нас на Сахалине тундры нет, у нас есть лесотундра, "кусочек" тундры мы называем марью. Я также узнал интересные факты о вашем регионе, например, что у вас ягоду называют шикша, в то время как мы говорим сикса. Во время нашей прогулки над тундрой пролетели журавли и гуси, разминая крылья перед дальним полетом. А еще я попробовал чукотскую морошку и голубику - это было восхитительно! Ольга Манасбаева и Александра Ныпевги пригласили меня к себе на чай, и мы обсудили творческие темы. Я также провел вечер в гостях у Татьяны Бардашевич, где мы отлично провели время и поговорили о многом. Я хочу выразить большую благодарность Татьяне, Анатолию и Владу Ринтытегину. Людмила Данилова пригласила меня в офисы Фонда «Купол» и Ассоциации КМНЧ, где мы обсудили важные общественные дела. Еще раз большое спасибо! Мы также зашли к Ларисе Ивановне Абрютиной, где немного поговорили о различных общественных вопросах. 

- Понравился город Анадырь?

- Анадырь мне очень понравился! Он яркий, красочный, с домами на сваях. Здесь громко кричат чайки, и это создает особую атмосферу. Город небольшой, но очень уютный и компактный. Набережная здесь просто прекрасна. В лимане много белух, и я смог сделать несколько фотографий и видеозаписей. Чукотка просто завораживает! 

- Вы хотели бы выразить благодарность кому-то?

- Я хочу поблагодарить всех за помощь, содействие, дружбу и сотрудничество! Я очень надеюсь на дальнейшее теплое общение и дружбу!

Это интересно! Существует точка зрения, согласно которой нивхи имеют близкие связи с другими народами, разговаривающими на палеоазиатских языках, такими как чукчи, коряки и др. Этнограф Ч.М.Таксами в работе «Общие элементы в традиционной культуре народов Тихоокеанского Севера» отмечает, что нивхи имеют сходства с палеоазиатами в культуре, верованиях, традициях и обычаях, что может указывать на их общее происхождение. Среди них:

  • «Большинство ученых-археологов, этнографов и лингвистов считают, что на Тихоокеанском Севере еще 6–5 тыс. лет назад существовала сложная и высокоразвитая культура оседлых рыболовов, морских зверобоев, охотников и собирателей»;
  • «Конструкции корякских и нивхских зимних полуземлянок во многом схожи и дают повод для глубоких размышлений о древних их истоках»;
  • «У нивхов, айнов и эскимосов был развит культ морской касатки. Во многом это обусловлено тем, что сильных морских касаток они считали властелинами моря, хозяевами воды, которые могли дарить людям мясо морских зверей, посылая им во время охоты стадо тюленей и нерп»;
  • «Люди земли и обитатели морского пространства всегда поддерживали тесные контакты и путем взаимного угощения. Люди посылали хозяевам воды, моря символические подарки, устраивая угощение во время путешествия по реке, морю перед промыслами»;
  • «Ученые считают, что ритуальные жертвенные сосуды эскимосов имеют поразительное сходство с жертвенными блюдами и чашами нивхов, выполненными из дерева» и др.

Предполагается, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев были частью одной этнической цепи, которая распространялась на северо-западные берега Тихого океана в далеком прошлом.

#Чукотка #АКМНЧ